В помощь негосударственным поставщикам социальных услуг

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ЖЕЛАЮЩИХ ВКЛЮЧИТЬСЯ В РЕЕСТР ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 Методические рекомендации для предпринимательского сообщества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, желающих включиться в реестр поставщиков социальных услуг (далее – Методические рекомендации) разработаны с целью оказания информационно-методической поддержки негосударственным поставщикам социальных услуг при вхождении на рынок социальных услуг.

Возможность осуществлять деятельность в сфере социального обслуживания негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями установлена ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013
№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 05.12.2017 № 392-ФЗ) (далее – ФЗ-442).

 Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев, а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан (ст. 1 ФЗ-442).

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего ФЗ-442, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов
и иных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 ФЗ-442)

 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 ФЗ-442 определяет права, обязанности, требования к информационной открытости поставщиков социальных услуг (ст.11,12,13 гл. 4 ФЗ-442).

К государственным и негосударственным поставщикам социальных услуг предъявляются единые требования; поставщики социальных услуг уравниваются в правах и обязанностях.

 Права поставщиков социальных услуг (ст. 11 ФЗ-442):

  • запрашивать соответствующие органы государственной власти,
    а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
  • отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 ст. 18 ФЗ-442;
  • быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;
  • получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их
    в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам (получателям социальных услуг) по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

Обязанности поставщиков социальных услуг (ст.12 ФЗ-442):

  • осуществлять свою деятельность в соответствии с ФЗ-442, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
  • предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг
    в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа) и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований ФЗ-442;
  • предоставлять срочные социальные услуги в соответствии
    со ст. 21 ФЗ-442. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.
  • предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах
    и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
  • использовать информацию о получателях социальных услуг
    в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации
    о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
  • предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
  • осуществлять социальное сопровождение в соответствии
    со ст. 22 ФЗ-442;
  • обеспечивать получателям социальных услуг содействие
    в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  • предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет» и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
  • выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
  • обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное
    и вечернее время;
  • обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
  • исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.

Поставщики социальных услуг при предоставлении социальных услуг не вправе:

ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;

применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;

помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

Информационная открытость поставщиков социальных услуг
 (ст. 13 ФЗ- 442).

Поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.

Информация и документы, указанные в ч. 2 данной статьи, подлежат размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

       Порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форма ее предоставления) утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
(приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 17 ноября 2014 года № 886н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы
ее предоставления)».

  ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

 В соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ-442 финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем:

предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 30 ФЗ-442).

 ФОРМИРОВАНИЕ И ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 В соответствии со ст. 11 ФЗ-442 поставщики социальных услуг  имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ (далее – реестр).

Реестр формирует единый официальный источник полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг, осуществляющих деятельность по оказанию социальных услуг в субъектах РФ.

Войти в реестр может любая организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие виды деятельности по социальному обслуживанию, предусмотренные ФЗ-442.

Включение в реестр осуществляется по заявлению на добровольной основе.

Формирование и ведение реестра осуществляется Департаментом  социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и его структурными подразделениями (управлениями социальной защиты населения) в соответствии с Порядком формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Порядок формирования и ведения реестра), утвержденным приказом Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2014 года № 20-нп «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг,
а также обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 Следует учитывать, что требование о включении в реестр информации об опыте работы поставщика за последние 5 лет не подразумевает ограничения для включения в реестр вновь созданной организации либо организации, ранее не осуществляющей деятельность в сфере социального обслуживания, в разделе «информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние 5 лет» указывается информация о любой деятельности за последние 5 лет, либо информацию о том, что деятельность ранее не осуществлялась.

Ст. 25 ФЗ-442 не содержит ограничений по включению организаций, оказывающих лишь одну или несколько конкретных социальных услуг, по одному или нескольким конкретным видам социальных услуг в реестр поставщиков социальных услуг.

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится утверждение законом субъекта Российской  Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии 
с п.3 ч.1 ст.7 ФЗ-442. 

В соответствии со ст. 20 ФЗ-442 получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

социально-психологические, предусматривающие оказание помощи
в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

социально-трудовые, направленные на оказание помощи
в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

срочные социальные услуги.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре разработан перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг,
с указанием видов социальных услуг и формой социального обслуживания.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 Порядок (стандарты) предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг по формам социального обслуживания утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 сентября 2014 года № 326-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Порядок предоставления социальных услуг).

Социальные услуги предоставляются в объемах, установленных индивидуальной программой, определенных стандартами социальных услуг
в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме,
в стационарной форме и срочных социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, либо сверх установленных объемов посредством предоставления дополнительных социальных услуг (п. 13 Порядка предоставления социальных услуг).

 Перечень дополнительных социальных услуг определяется поставщиком социальных услуг по желанию получателя социальных услуг, выраженному в письменной или электронной форме.

Согласно п. 3 Порядка предоставления социальных услуг основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг является заявление (обращение), а именно:

заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социальных услуг;

обращение иных граждан в интересах гражданина;

обращение государственных органов;

обращение органов местного самоуправления;

обращение общественных объединений.

Заявление (обращение) может быть подано в письменной или электронной форме либо направлено почтовым отправлением непосредственно в управление социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) гражданина, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства либо
по межведомственному взаимодействию.

Управление социальной защиты населения в день поступления заявления или на следующий день передает информацию, содержащуюся в нем, организации социального обслуживания. Организация социального обслуживания в свою очередь, в течение трех рабочих дней со дня получения информации, осуществляет обследование условий жизнедеятельности гражданина с составлением соответствующего акта, устанавливает индивидуальную потребность гражданина для определения перечня, максимального объема рекомендуемого социального обслуживания
с составлением соответствующего акта, и передает в управление социальной защиты населения оба акта по формам, установленным Депсоцразвития Югры (п.4.1. Порядка предоставления социальных услуг).

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в нем принимает управление социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления (обращения) и необходимых документов (п. 4.2 Порядка предоставления социальных услуг).

О принятом решении гражданин информируется в письменной или электронной форме в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.

На гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании, управление социальной защиты населения составляет индивидуальную программу в течение десяти рабочих дней с момента подачи заявления (обращения), подписывает ее и передает гражданину (законному представителю).

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина и содержит: форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению. Ее пересмотр осуществляется в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года, с учетом результатов реализованной индивидуальной программы (п. 9 Порядка предоставления социальных услуг).

 Поставщик социальных услуг в течение суток со дня представления индивидуальной программы издает приказ о зачислении гражданина на социальное обслуживание (п. 17 Порядка предоставления социальных услуг).

Социальные услуги предоставляются гражданину в соответствии с индивидуальной программой на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином (законным представителем) за плату, частичную плату или бесплатно.

Предоставление срочных социальных услуг осуществляется бесплатно в сроки, обусловленные нуждаемостью их получателя, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Подтверждением оказания срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя (п. 6 Порядка предоставления социальных услуг).

Предоставление социальных услуг прекращается по следующим основаниям (п. 26 Порядка предоставления социальных услуг):

окончание срока их предоставления (истечения срока договора);

смерть получателя социальных услуг или ликвидация поставщика социальных услуг;

решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим;

осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

Гражданин (законный представитель) имеет право отказаться от социальных услуг в письменной форме, что вносится в индивидуальную программу.

При предоставлении социальных услуг необходимо руководствоваться полной версией Порядка предоставления социальных услуг, который включает: общие положения, требования к деятельности поставщиков социальных услуг, перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить гражданин, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются гражданином по собственной инициативе, предоставление социальных услуг в формах социального обслуживания на дому, полустационарной, стационарной;

приложение 1 к Порядку предоставления социальных услуг «Стандарт социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

приложение 2 к Порядку предоставления социальных услуг «Стандарт социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

приложение 3 к Порядку предоставления социальных услуг «Стандарт социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

приложение 4 к Порядку предоставления социальных услуг «Стандарт срочных социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 

ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ ТАРИФОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ НА ОСНОВАНИИ ПОДУШЕВЫХ НОРМАТИВОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 Порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Порядок утверждения тарифов на социальные услуги) утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 декабря 2014 года
№ 500-п «О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Порядок утверждения тарифов на социальные услуги устанавливает правила утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (п. 1 Порядка установления тарифов на социальные услуги), предоставляемых:

организациями социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, осуществляющими деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, предоставляющими социальные услуги в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Подушевые нормативы финансирования социальных услуг разработаны в соответствии с методическими рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг» от 01.12.2014 № 1285 и утверждены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 июня 2015 года № 172-п
«О подушевых нормативах финансирования социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
.

Тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемые организациями социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждает исполнительный орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющий функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) (п. 3 порядка установления тарифов на социальные услуги).

Тарифы на социальные услуги утверждены приказом Региональной Службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 декабря 2017 года № 203-нп «Об установлении тарифов на социальные услуги, предоставляемые организациями социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Тарифы устанавливаются с даты, указанной в решении, и вводятся в действие на срок не менее 1 года.

Тарифы на новые социальные услуги по их видам утверждаются в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и действуют до конца текущего финансового года.

 

Негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, осуществляющие деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, самостоятельно устанавливают тарифы на социальные услуги (п. 11 Порядка установления тарифов
на социальные услуги).

 

 РАЗМЕР ПЛАТЫ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕСОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И ПОРЯДОК ЕЕ ВЗИМАНИЯ

 Размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 октября 2014 года № 393-п «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг, порядка ее взимания
и определении иных категорий граждан, которым социальные услуги в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре предоставляются бесплатно,
и признании утратившими силу некоторых постановлений правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – постановление Правительства № 393-п).

В соответствии с п.1.1 постановлением Правительства № 393-п размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг
в автономном округе, определяется исходя из тарифов на социальные услуги, но не может превышать:

  • 50 % разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги, рассчитанного в соответствии с утвержденным Правительством РФ порядком определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно
    в автономном округе – в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;
  • 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с утвержденным Правительством РФ порядком определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно – в стационарной форме социального обслуживания.

В соответствии с п.1.2 постановлением Правительства № 393-п размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг пересматривается при изменении:

размера среднедушевого дохода получателя социальных услуг;

тарифов на социальные услуги;

предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в автономном округе в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме социального обслуживания.

Постановлением Правительства № 393-п утвержден порядок взимания платы за предоставление социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Порядок взимания платы за предоставление социальных услуг).

Плата за предоставление социальных услуг производится на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиками социальных услуг и гражданином (законным представителем), признанным нуждающимся в социальном обслуживании, в порядке и сроки, установленные договором (п. 1 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг).

 Плата поставщику социальных услуг за социальное обслуживание получателя социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме социального обслуживания производится путем:

наличного расчета (внесение денежных средств в кассу поставщика социальных услуг лично либо через работника поставщика социальных услуг, уполномоченного на прием денежных средств, с применением бланков строгой отчетности, утвержденной федеральным законодательством);

безналичного расчета (перечисление денежных средств на расчетный счет поставщика социальных услуг через кредитную организацию) (п. 2 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг).

Плата за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания взимается за фактически оказанные услуги на основании тарифов на социальные услуги.

Плата поставщику социальных услуг за социальное обслуживание получателя социальных услуг в стационарной форме производится путем:

наличного расчета (внесение денежных средств в кассу поставщика социальных услуг лично либо через работника поставщика социальных услуг, уполномоченного на прием денежных средств, с применением бланков строгой отчетности, утвержденной федеральным законодательством);

безналичного расчета (перечисление денежных средств на расчетный счет поставщика социальных услуг через кредитную организацию);

безналичным перечислением денежных средств на расчетный счет поставщика социальных услуг органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получателя социальных услуг в соответствии с утвержденным порядком (п.5 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг).

Плата за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания взимается за фактически оказанные услуги на основании тарифов на социальные услуги. В случае если предусмотренные договором социальные услуги не оказаны в установленный в нем срок по причине отсутствия получателя социальных услуг в организации социального обслуживания, с письменного уведомления об этом получателя социальных услуг или его законного представителя, излишне оплаченная сумма денежных средств возвращается получателю социальных услуг или его законному представителю (п.7 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг).

Получателю социальных услуг могут предоставляться дополнительные социальные услуги за плату (по его желанию, выраженному в письменной или электронной форме).

100 % оплата стоимости социальных услуг, оказанных получателям социальных услуг, имеющих трудоспособных родственников (за исключением случая невозможности предоставления им помощи и ухода по объективным причинам), устанавливается в стационарной форме в следующих организациях социального обслуживания:

дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов, в том числе отделение-интернат малой вместимости, отделение милосердия;

специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов;

геронтологический центр.

Порядок определения размера платы за предоставление социальных услуг представлен в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

 ПОРЯДОК И РАЗМЕР ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ ПОСТАВЩИКАМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ВКЛЮЧЕННЫМ В РЕЕСТР, НО НЕ УЧАСТВУЮЩИМ В ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ (ЗАКАЗА)

 Порядок и размер выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 339-п «О государственной программе Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры «Социальное и демографическое развитие» (Приложение 10 «Порядок предоставления субсидии юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы, негосударственным организациям, индивидуальным предпринимателям, состоящим в реестре поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на возмещение затрат по предоставлению социальных услуг (далее - порядок).

  1. Порядок разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июня 2014 года N 51-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и регламентирует механизм предоставления субсидии юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы, негосударственным организациям, индивидуальным предпринимателям, состоящим в реестре поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - поставщики социальных услуг), на возмещение затрат по предоставлению социальных услуг в соответствии с мероприятиями "Создание условий для социальной и трудовой адаптации лиц без определенного места жительства и занятий, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, граждан, пострадавших от насилия, и лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств", "Предоставление социальных услуг населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", "Организация и проведение социально значимых мероприятий" настоящей государственной программы (далее - субсидия, государственная программа) в целях исполнения постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 февраля 2020 года N 34-п "О сертификате на оплату социальных услуг и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 22 августа 2014 года N 305-п "О предоставлении сертификатов на оплату услуг по постоянному постороннему уходу за одинокими гражданами пожилого возраста и инвалидами", от 31 октября 2014 года N 395-п "О Порядке и размере выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг" (далее - постановление N 395-п).
  2. Целью предоставления субсидии является возмещение фактически понесенных затрат поставщиками социальных услуг при оказании получателям социальных услуг в рамках мероприятий государственной программы, а также при реализации регионального проекта "Старшее поколение", входящего в состав портфеля проектов "Демография":

2.1. В соответствии с выданными структурными подразделениями Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депсоцразвития Югры) - управлениями социальной защиты населения (далее - Управления):

сертификатами на оплату социальных услуг;

сертификатами по постоянному постороннему уходу за одинокими гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в автономном округе, частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию и (или) передвижению и нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении, в том числе пансионатах "Резиденция для пожилых", находящихся в автономном округе.

2.2. На условиях, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

2.3. При оказании срочных социальных услуг.

  1. Субсидия предоставляется при условии нахождения поставщика социальных услуг в реестре поставщиков социальных услуг согласно приказу Депсоцразвития Югры от 19 ноября 2014 года N 20-нп "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, а также обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Требования, которым должны соответствовать поставщики социальных услуг на первое число квартала, в котором планируется заключение договора:

у поставщиков социальных услуг должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

у поставщиков социальных услуг должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет автономного округа субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом автономного округа, что подтверждается справкой, представляемой поставщиком социальных услуг по форме, установленной приказом Депфина Югры;

поставщики социальных услуг - юридические лица не находятся в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность их не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а поставщики социальных услуг - индивидуальные предприниматели не прекратили деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

поставщики социальных услуг не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

поставщики социальных услуг не должны получать средства из бюджета автономного округа на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных нормативных правовых актов на указанные в порядке цели.

Управление в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 2 дней с даты подачи заявки запрашивает в отношении поставщиков социальных услуг на первое число месяца подачи заявки сведения об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в управлении Федеральной налоговой службы по автономному округу. Поставщик социальных услуг имеет право самостоятельно представить указанные в настоящем абзаце сведения и документы.

  1. Субсидию предоставляет Депсоцразвития Югры, являющийся главным распорядителем бюджетных средств.

Для получения субсидии в целях возмещения затрат, связанных с оказанием социальных услуг, заявитель представляет следующие документы:

заявление и проект договора на предоставление субсидии по форме, установленной приказом Депфина Югры;

справку об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет автономного округа субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом автономного округа по форме, установленной приказом Депфина Югры;

копии документов, подтверждающих оказание социальных услуг:

В отношении подпункта 2.1 пункта 2 Порядка:

а) договор о предоставлении социальных услуг, форма которого утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 года N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг";

б) акт сдачи-приемки оказанных услуг к договору о предоставлении социальных услуг.

В отношении подпункта 2.2 пункта 2 Порядка:

а) индивидуальная программа получателя социальных услуг (предоставляется 1 раз в календарный год либо при изменении условий программы);

б) договор о предоставлении социальных услуг, форма которого утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 года N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг";

в) отчет об оказании социальных услуг получателям социальных услуг, форму которого утверждает приказом Департамент социального развития автономного округа;

г) платежные документы, подтверждающие факт оплаты социальных услуг, оказанных в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программой получателя социальных услуг, при условии получения социальной услуги за частичную плату.

В отношении подпункта 2.3 пункта 2 Порядка:

а) заявление о предоставлении срочных социальных услуг;

б) акт о предоставлении срочных социальных услуг.

Управление в течение 10 рабочих дней проверяет соответствие заявителя требованиям, указанным в пункте 3 Порядка, а также наличие и достоверность документов, указанных в пункте 4 Порядка.

  1. Договор о предоставлении субсидии заключается в соответствии с приказом Управления о предоставлении субсидии, на основании проверенных документов, указанных в пункте 4 Порядка.
  2. Документы, указанные в пункте 4 Порядка, поставщик социальных услуг представляет в Управление лично, по почте (электронной почте, факсу) либо с использованием в информационных систем "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем предоставления социальных услуг.
  3. Утратил силу. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 27.12.2019 N 539-п.
  4. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии поставщикам социальных услуг являются:

несоответствие поставщиков социальных услуг требованиям, установленным пунктом 3 Порядка;

несоответствие представленных поставщиками социальных услуг документов требованиям, установленным пунктом 4 Порядка, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;

недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных поставщиками социальных услуг;

предоставление услуг получателю социальных услуг, не предусмотренных сертификатами, не указанных в его индивидуальной программе.

  1. Управление в течение 1 рабочего дня со дня издания приказа о предоставлении субсидии направляет (нарочно или почтовым отправлением с уведомлением) по адресу, указанному в заявлении поставщика социальных услуг, уведомление о принятом решении и договор, подписанный со своей стороны.

Поставщик социальных услуг в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления и договора подписывает его и направляет в адрес Управления.

  1. Утратил силу с 5 апреля 2019 года. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2019 N 108-п.
  2. Субсидия предоставляется путем перечисления денежных средств на расчетный или корреспондентский счет поставщика социальных услуг, открытый ему в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях Управлением, в течение 5 рабочих дней со дня подписания Договора.

Результаты использования субсидии должны соответствовать результатам реализации мероприятий государственной программы, а также регионального проекта "Старшее поколение", входящего в состав портфеля проектов "Демография", указанных в пункте 2 Порядка, и определяются количеством обслуженных граждан.

  1. В случае несоблюдения условий предоставления субсидии, ее нецелевого использования, а также в случае недостижения результатов, показателей, указанных в абзаце 2 пункта 10 порядка, Управление в течение 5 рабочих дней со дня обнаружения нарушения направляет в письменной форме получателю субсидии требование о возврате субсидии. Субсидия в полном объеме подлежит возврату в бюджет автономного округа в течение 10 рабочих дней со дня получения получателем субсидии указанного требования. При отказе от добровольного возврата субсидии она взыскивается в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 ПОРЯДОК МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 Порядок межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 октября 2014 года № 394-п  «О регламенте межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры в сфере социального обслуживания».

Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере социального обслуживания определяет:

перечень органов государственной власти автономного округа, осуществляющих межведомственное взаимодействие;

виды деятельности органов государственной власти автономного округа, осуществляющих межведомственное взаимодействие;

порядок и формы межведомственного взаимодействия;

требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией;

механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению;

порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия.

В рамках межведомственного взаимодействия Депсоцразвития Югры вправе заключать соглашения о взаимодействии по вопросам социального обслуживания населения с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и общественными организациями.

Информационное взаимодействие в целях предоставления гражданам социального обслуживания, социального сопровождения предусматривает предоставление сведений относительно:

местонахождения, контактных телефонов, адресов электронной почты участников;

работников, осуществляющих социальное обслуживание, социальное сопровождение граждан в организациях социального обслуживания населения, специалистов по социальной работе в организациях здравоохранения, образовательных организациях с целью установления их рабочих контактов;

условий, порядка предоставления социального обслуживания, социального сопровождения, медицинского обслуживания граждан, предоставления образовательных услуг, содействия занятости населению;

данных гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании (Ф.И.О., местонахождение);

мероприятий индивидуальной программы гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, в случае если мероприятия требуют межведомственного взаимодействия;

иной информации, связанной с социальным обслуживанием граждан в пределах компетенции участников.

 

 

 

АЛГОРИТМ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

(в рекомендательных целях для негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания)

 

Для включения в реестр негосударственным организациям и индивидуальным предпринимателям рекомендуется выполнить ряд мероприятий:

провести анализ потенциала своей организации (деятельности индивидуального предпринимателя);

изучить порядок оформления и сдачи документов негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей для включения в реестр;

принять решение о включении/не включении в реестр, а также исключение из реестра.

  1. Анализ потенциала негосударственных организаций
    и индивидуальных предпринимателей, желающих включиться в реестр
    • Произвести оценку своих возможностей в соответствии
      с установленными требованиями законодательства в сфере социального обслуживания граждан (в части сформированности нормативного правового поля, наличия финансовых, материально-технических, кадровых
      и информационно-методических ресурсов). Необходимо учитывать, что отдельные виды деятельности (медицинская, образовательная и др.) могут осуществляться только при наличии разрешительных документов: лицензии, сертификаты и др.
    • Изучить спрос и провести анализ потребности населения
      в социальных услугах. При этом необходимо учитывать конкурентоспособное свойство услуги на рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания (ее дефицитность, востребованность, уникальность, новизну
      и другие свойства), а также направленность на получателя социальных услуг.
    • Привести уставную деятельность организации в соответствие
      с требованиями законодательства на определение предмета и цели, форм и видов деятельности в сфере социального обслуживания. При регистрации юридического лица (ООО, АО, НКО и др.), а также ИП (индивидуальных предпринимателей) в обязательном порядке необходимо указывать коды ОКВЭД. С 1 января 2017 года действует новый классификатор – «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014
      № 14-ст (в ред. от 07.10.2016).
    • Изучить законодательную базу, регламентирующую социальное обслуживание населения (в т. ч. требования к порядку предоставления социальных услуг) и иные нормативные правовые акты, необходимые для предоставления социальных услуг населению. Также в работе учитывать методические рекомендации Минтруда РФ, настоящие рекомендации и иными рекомендациями, разработанные для негосударственных поставщиков социальных услуг в сфере социального обслуживания.
    • Пройти обучение с целью повышения профессиональных компетенций в области социального обслуживания населения.
    • Получить консультации и рекомендации у специалистов управления социальной защиты населения (по месту регистрации организации) по вопросам включения негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей в реестр, а также по вопросам получения льгот
      и дополнительных возможностей в сфере социального обслуживания граждан
    • Сформировать перечень социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг (далее – Перечень).
      При формировании Перечня необходимо руководствоваться положениями Закона Ханты-Мансийском автономного округа – Югры от 19.11.2014 № 93-оз
      «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

При разработке Перечня рекомендуется учитывать практику деятельности как государственных, так и негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере социального обслуживания граждан,
в целях выявления востребованных и уже оказываемых социальных услуг. Помимо этого представляется необходимым осуществить общественное обсуждение проектов перечней социальных услуг в общественных советах органов исполнительной власти субъектов РФ, Общественных палатах субъектов РФ, а также на базе ресурсных центров для социально ориентированных НКО и иных площадках.

  • Изучить Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
  • Расчитать тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг.
  1. Оформление и сдача документов негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, желающих включиться в реестр.

Данный алгоритм разработан на основании Порядка формирования и ведения реестра.

Порядок формирования и ведения реестра представлен в приложении
2 к настоящим Методическим рекомендациям
.

2.1. Для включения в реестр поставщики социальных услуг предоставляют
в управление социальной защиты населения по месту нахождения: заявление установленного образца, документ о назначении руководителя поставщика социальных услуг,

сведения о формах социального обслуживания, перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг, тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг, информацию об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания, информацию об условиях предоставления социальных услуг, информацию о результатах проведенных проверок, информацию об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет.

2.2. Оригиналы документов, их копии, заверенные в установленном порядке, предоставляются потенциальным поставщиком социальных услуг лично,  посредством почтового отправления или в электронном виде на адреса электронной почты управлений социальной защиты населения (приложение
1 к Порядку
формирования и ведения реестра).

2.3. Поставщик социальных услуг несет ответственность за достоверность и актуальность представленных сведений.

2.4. При направлении документов в электронном виде используется усиленная квалифицированная электронная подпись. Документы представляются в текстовом или в отсканированном формате и загружаются в виде отдельных файлов. Количество файлов должно соответствовать количеству предоставленных документов, а наименование файлов – позволять идентифицировать документ и количество страниц. Документы представляются без архивирования; допустимы следующие форматы файлов: *.doc, *.docx, *.rtf, *.txt, *.jpg, *.pdf.

2.5. Уведомление о приеме документов, поступивших в управление социальной защиты населения по почте или в электронном виде, направляется поставщику социальных услуг не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их поступления, по адресу, указанному в заявлении.

2.6. Выписка из реестра оформляется на бланке Депсоцразвития Югры установленного образца  и подписывается директором Департамента.

  1. Принятие решения о включении/не включении в реестр, а также исключение из реестра

3.1. Управление социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку достоверности информации, представленной поставщиком социальных услуг, и принимает решение о включении в реестр поставщика социальных услуг (либо отказе) (п.18 порядка формирования и ведения реестра).

3.2. Уведомление о принятом решении направляется поставщику социальных услуг почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении, в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения.

3.3. Поставщика социальных услуг не включают в реестр (п.19 Порядка формирования и ведения реестра) в случаях:

наличия в документах недостоверных сведений;

предоставления документов не в полном объеме;

нахождения организации в стадии ликвидации, реорганизации, несостоятельности (банкротства).

3.4. Основанием для исключения поставщика социальных услуг из реестра является личное заявление поставщика социальных услуг об исключении его из реестра или прекращение деятельности в качестве  поставщика социальных услуг (п.22 Порядка формирования и ведения реестра).

3.5. Решение об исключении из реестра поставщика социальных услуг принимается в течение 10 рабочих дней с момента выявления соответствующих обстоятельств, после чего управление социальной защиты населения вносит дату исключения в реестр и направляет уведомление поставщику социальных услуг об исключении из реестра в течение 3 рабочих дней после принятия решения.

 

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ

Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре утвержден постановлением Правительства
Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры от 27.11.2014 № 457-п
«О порядке организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Порядок регионального государственного контроля).

 

 

 

 

 

 

Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с поставщиками социальных услуг в соответствии со ст. 8.2, 8.3, 9 – 12 Федерального закона от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» (далее – ФЗ-294).

Документарная проверка проводится путем анализа документов поставщиков социальных услуг, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, и (или) документов, полученных по его запросу в соответствии с частью 4 ст. 11 ФЗ-294.

Выездная проверка проводится в порядке и сроки, предусмотренные
ст. 12-14 ФЗ-294. По результатам проверки составляется акт в соответствии
с требованиями, предусмотренными ст. 16 ФЗ-294. Должностные лица контролирующего органа несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора).

При проведении плановых проверок должностные лица контролирующего органа обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов), утвержденные контролирующим органом
в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (приложение п.11.1 к постановлению Правительства № 177).

Информация о результатах проверок размещается на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАВЩИКАМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И ИНЫЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ К НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКАМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Для организации деятельности в сфере социального обслуживания негосударственным организациям и индивидуальным предпринимателям, желающим включиться в реестр, в соответствие в пунктами 31-32 порядка предоставления социальных услуг следует знать основные требования:

  • к условиям размещения поставщика социальных услуг, оснащения приборами и оборудованием:

размещение в специально предназначенном (приспособленном) здании (зданиях) или помещениях, доступных для всех категорий обслуживаемых граждан, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения. Здания должны быть оборудованы всеми видами коммунального благоустройства;

по размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда, защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих
на качество предоставляемых услуг (повышенная или пониженная температура воздуха, повышенные влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация);

площадь жилых помещений должна соответствовать утвержденным нормативам;

оснащение специальным оборудованием, аппаратурой и приборами должно обеспечивать надлежащее качество предоставляемых услуг. Оборудование, приборы и аппаратура должны использоваться строго
по назначению в соответствии с документацией на их функционирование
и эксплуатацию, содержаться в технически исправном состоянии, систематически проверяться.

  • к укомплектованности поставщика социальных услуг специалистами и их квалификации:

необходимое для предоставления социальных услуг число специалистов, имеющих соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей; постоянное повышение их квалификации,
в том числе на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными способами;

четкое распределение обязанностей, изложенных в должностных инструкциях, методиках и других документах, регламентирующих обязанности, права и ответственность специалистов;

отсутствие у специалистов, работающих с несовершеннолетними, судимости, фактов уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести
и достоинства личности (за исключением незаконного помещения
в психиатрический стационар, клеветы), половой неприкосновенности
и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

  • к оценке качества предоставления социальных услуг
    (на основании следующих критериев)
    :

полнота предоставления социальной услуги в соответствии
с требованиями стандарта соответствующей социальной услуги и ее своевременность;

результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (материальная (степень решения материальных или финансовых проблем получателя социальных услуг), оцениваемая путем проведения непосредственного контроля результатов оказания социальной услуги; нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния получателя социальных услуг, удовлетворения его индивидуальных потребностей, решения правовых, бытовых и других проблем), оцениваемая путем проведения опросов получателей социальных услуг).

Важно помнить, что одной из форм общественного контроля является независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания (часть 1 ст. 23.1 ФЗ-442).

Новым в законодательстве является формирование системы независимой оценки качества работы организаций, в том числе негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих), оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, культуры, охраны здоровья, образования, физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре (в ред. постановление Правительства ХМАО – Югры от 7 апреля 2017 года № 124-п).

В части установления требований к соответствию работников поставщика социальных услуг нормам профессиональных стандартов необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, в случае, если указанные требования установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации дает следующие определения:

«квалификация работника» – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;

«профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции».

Кроме того, требования к поставщикам социальных услуг устанавливаются применительно к каждой социальной услуге исходя из ее специфики.  Показатели качества и оценки результатов предоставления социальной услуги устанавливаются стандартами социальных услуг применительно к каждой социальной услуге.

Помимо этого, действующее законодательство не препятствует субъектам экономической деятельности привлекать при оказании услуг иных лиц, в то числе физических лиц по договорам гражданско-правового характера,
а в случае некоммерческих орагниазций – добровольцев. Дополнительные требования к штатному расписанию поставщика социальных услуг
не установлены.

В силу п. 5 ст. 25 ФЗ-442 поставщик социальных услуг несет ответственность, в том числе, за актуальность информации, содержащейся
в реестре, что подразумевает возможность оперативного изменения перечня предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания
и видам социальных услуг. Требования о наличии перечня предоставляемых социальных услуг в уставе или ином учредительном документе негосударственного поставщика социальных услуг отсутствуют.

 

 

 

ЛЬГОТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ДЛЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

Негосударственные поставщики социальных услуг, включенные в реестр и осуществляющие деятельность в сфере социального обслуживания, имеют дополнительные льготы и дополнительные возможности.

 

 

 

 

Негосударственные организации, индивидуальные предприниматели   могут предоставлять социальные услуги населению на бесплатной, частично оплачиваемой и платной основе.

В соответствии с п. 1 ст. 31 социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

несовершеннолетним детям;

лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

При предоставлении социальных услуг на платной основе на некоммерческих поставщиков социальных услуг распространяются все требования законодательства РФ, которые предъявляются к коммерческим организациям.

Негосударственные поставщики социальных услуг, включенные в реестр, могут получать средства бюджетов бюджетной системы РФ в виде компенсаций расходов на оказание социальных услуг государственным
и негосударственным поставщикам и участвовать в закупках услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках законодательства
РФ о контрактной системе.

Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 21.07.2014 № 224-ФЗ) преимущества в соответствии со статьями 28 – 30 предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 3).

При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки (ст. 31).

Налоговые льготы

В соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ организации, осуществляющие социальное обслуживание  граждан вправе применять  налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных настоящей статьей.Налоговая ставка 0 процентов в  соответствии с настоящей статьей  применяется организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, ко всей налоговой базе, определяемой  такими налогоплательщиками (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Налогового кодекса), в течение всего налогового периода.Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если в течение налогового  периода  применения  налоговой  ставки  они  удовлетворяют следующим условиям:1) организация включена в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;2) доходы организации за налоговый период от деятельности по предоставлению  гражданам социальных услуг, учитываемые при определении налоговой  базы  в  соответствии с настоящей  главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо организация, осуществляющая социальное обслуживание граждан, за налоговый период не  имеет  доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;3) в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

4) организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями
и финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС).

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ налогом на прибыль не облагаются целевые поступления на содержание неком­мерческих организаций и ведение ими уставной деятель­ности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного само­управления и решений органов управления государствен­ных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использо­ванные указанными получателями по назначению.

В соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ от налога на добавочную стоимость (НДС) освобождаются следующие виды деятельности, которыми могут заниматься некоммерческие структуры в сфере социального обслуживания:

  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей;
  • услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации
    о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • услуги по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся
    в установлении над ними опеки или попечительства;
  • услуги по выявлению совершеннолетних недееспособных или
    не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
  • услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание;
  • услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

В соответствии со ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождаются общероссийские общественные организации инвалидов.
В соответствии со ст. 346.11 НК РФ данные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, полностью освобождаются
от налога на имущество.

Некоммерческие организации могут вести деятельность, приносящую доход и предпринимательскую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (с изменениями от 23.05.2016), который внес изменения в Гражданский кодекс РФ.

Некоммерческие организации в соответствии с п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. При этом организация должна иметь обособленное имущество
в размере не менее минимального уставного капитала (на март 2015 года – это 10 000 рублей).

Автономная некоммерческая организация в соответствии
с п. 5 ст. 123.24. Гражданского кодекса РФ «вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них». В этом случае создание хозяйственных обществ упростит ведение бухгалтерского и налогового учета, расширит возможности выбора видов деятельности, снизит риски для основной деятельности некоммерческой организации.

Коммерческие организации согласно ст. 49 Гражданского кодекса
РФ могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом.

Индивидуальный предприниматель в соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ «вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя».